"Солнечный квадрат. 30 лет спустя" (часть 2 - художники)
Китайская мудрость гласит: «Врагу не пожелаешь жить в эпоху перемен». А мы живём в эпоху перемен, и «Солнечный квадрат» родился и живёт в эпоху перемен. Всё началось с 1989 года, когда я переехал жить в древний Русский город – Вологду. Целеустремленному молодому человеку нетрудно найти и в новом месте то, что он ищет. Было бы желание. Проведя молодость в Минске, я воспитан на произведениях Александра Пантелева, Джанны Тутунджан, Михаила Копьёва, Николая Андронова и Олега Филатчева, а первые трое оказались жителями Вологды – так что было нетрудно найти единомышленников. И через год в Вологде появилось товарищество художников «Северный венец», так как Сергей Радюк очень нуждался в общении, а хорошая творческая среда и общение с большими мастерами, это залог для роста молодого художника. В «Северный венец» вошли 7 вологодских художников, естественным образом соседствующие по мастерским и дружелюбно принявшие инициативного новичка. Михаил Копьёв, Николай Корбаков, Владимир Корбаков, Юрий Соломкин, Александр Баканов, Александр Савин (первый из художников по праву должности главного художника ХудФонда при СХ – стал сначала моим знакомцем, а потом и товарищем) – вот список членов товарищества «Северный Венец». Ещё через 3 месяца после персональной выставки Сергея Радюка в зале Вологодского отделения СХ России в Вологде появилась первая коммерческая галерея «Северная Корона» – в неё вошли 6 ценителей живописи, возглавляемые Игорем Сойбельманом, и сам Сергей Радюк. А далее: выставки в ЦДХ в 1991 году и много, много интересного, но это почти другая история. В этом же 1991 году побывав в доме творчества «Горячий Ключ» по линии СХР, Сергей Радюк заразился той солнечной, творческой атмосферой молодости, которой были пронизаны молодёжные потоки Дома творчества «Горячий ключ» и «Байкал». Практически, «Северный венец» стал предвестником «Солнечного квадрата», но энергия молодых художников в 90–е годы с естественным желанием найти себя оказалось более жизнеспособным. Название товариществу художников было дано, правда, лишь в 1992 году. Четыре художника, а именно Сергей Радюк, Юрий Соломкин, Олег Тимофеев и Андрей Бубенцов – сидели за квадратным столом, вспоминая творческую поездку в Горячий ключ 91 года, и придумывали название выставки в ЦДХ. Через несколько часов на свет появился «Солнечный квадрат». Вот уже 30 лет с лишним прошло, а ни разу за эти годы мы не усомнились в правильности названия. Как только не называли нас: и золотой квадрат, и просто квадрат. С чем только ни сравнивали: и с Чёрным квадратом Малевича.. и предлагали решить математическую задачу – вычислить квадратуру круга художников Солнечного квадрата, но «квадрат» жил и рос, и путешествовал. В 1996 году на творческой даче им. Кардовского в г. Переславле Залесском 16 человек из России и Белоруссии стали учредителями Международной организации художников «Солнечный квадрат», а 8 августа 1996 года организация была зарегистрирована в Министерстве Юстиции России как международная – выше статусом даже чем региональный Российский Союз Художников. Сначала офис «С.К.» был открыт в Вологде, потом в Минске, Москве и т.д. Но главное в «Солнечном квадрате» – это выставки в стране и за рубежом, пленеры и симпозиумы. До 1995 года художники собирались на пленеры в Переславле Залесском по несколько раз в год, а в 1995 году состоялся переезд в Вологду. И началось: 1995 год деревня Дитятьево (Вологодского района) – это был праздник молодости: 45 художников и месяц июльского счастья. в 1996 году художники квадрата феерили в древнем городе Тотьма, а потом на день города проводили свой уже ставший традиционный живописный и джазовый марафон в Вологодской Областной картинной галерее 24 часа не закрываясь в белую ночь.
Молва расширялась и предложений становилось всё больше. Пошли зарубежные пленеры и выставки. 1996 год в Брюсселе в симпозиуме и отчётной выставке принимали российские художники Сергей Радюк, Олег Тимофеев, Валерий Блохин, Лада Вдовина, Валерий Цукахин, белорусский художник Фёдор Ястреб и бельгийский художник-поэт Владимир (Маруан) Эль Бустами (потомок русских эмигрантов из Украинской ССР). В этом же году была выставка в Калькутте (Индия) Евгения Кузнецова, Сергея Радюка, Олега Тимофеева и Валерия Блохина, а дальше больше. Каждый год в ЦДХ на Крымском Валу открывалась международная выставка «Солнечный квадрат», а с 1996 года ещё и «Транзит». 1997 год впервые совместно с Череповецким музейным объединеним «Солнечный квадрат» провёл летний пленер в музее Игоря Северянина. Мало известная тогда деревня Владимировка (Череповецкого района), где проводил своё детство в усадьбе дяди «Король поэтов» - Игорь Северянин (урождённый Игорь Лотырев) - стала главным проектом художников Солнечного квадрата. Более 300 художников из России, Беларуси, Бельгии, Вьетнама, Греции, Люксембурга, Киргизии, Литвы, Израиля, Индии, Бангладеша, Франции, Люксембурга, Украины, Армении, Голландии, Польши и Германии работали в намоленном еще Северяниным и его знаменитыми родственниками месте. Путишествовали по Вологодчине, России и делали выставки в Череповце, Вологде, Москве, Минске, Люксембурге, Париже, Лионе, Каире, Дели, Дакке, Калькуте, Токио, Хошимине, Ханое, Нью-Юрке, Барселоне, Женеве и других городах мира. Конечно, главный международный проект «Солнечного квадрата» после Владимировки, это Люксембург. Дни российской культуры с 1999 по 2002 год, организованные Сергеем Радюком и Виктором Яркиным при патронаже Посольства России и Министерства Культуры Люксембурга, сродни «Русским сезонам» в Париже в начале прошлого века. Всё в этой жизни развивается по спирали, и чтото подобное где-то когда-то было или будет. В 2001 году заместитель министра культуры России по изобразительному искусству Леонид Бажанов говорил художникам «Солнечного квадрата», делегируя от министерства на фестиваль «Солнечный квадрат» в Люксембург своего заместителя Ивана Порто: «Такие содружества как Ваше не живут к сожалению долго, но если Вы продержитесь как Передвижники или Мирискусники, хотя бы лет 15 или 20, то Ваш вклад в культуру России станет незаменим. Годы шли, и «Солнечный квадрат живёт», растёт, взрослеет – выросли дети, и растут внуки основателей, появляются новые интересные художники. И хотя теперь «квадрат» изменил свой статус, и уже не юридическое лицо, а Международное общественное объединение художников, но так же прочны человеческие связи и нравственные аспекты духовного и творческого развития. Не всё продаётся в этом мире, но каждое достойное произведение находит свою нишу, а художники «Солнечного квадрата» нашли своё место в истории. Широк круг художников Солнечного квадрата – не зря на всех мероприятиях, пленерах и выставках действует правило: давать возможность участвовать одной трети от состава участников новым художникам. Живёт только то в этом мире, что умеет обновляться и восстанавливаться, но нельзя и от корней отрываться. Кто будет передавать традиции и опыт, если всё и всех заменить. Сколько бы ни было и какие бы ни были Президенты у «Солнечного квадрата» (а в разные годы президентами МООХ были: Сергей Радюк, Константин Персидский, Евгений Кузнецов, Степан Сагайко и снова Сергей Радюк), они верны этому принципу организации. С уважением, президент МООХ «Солнечный Квадрат» Член правления секции Монументального Искусства МСХ Художник Сергей Радюк
Молва расширялась и предложений становилось всё больше. Пошли зарубежные пленеры и выставки. 1996 год в Брюсселе в симпозиуме и отчётной выставке принимали российские художники Сергей Радюк, Олег Тимофеев, Валерий Блохин, Лада Вдовина, Валерий Цукахин, белорусский художник Фёдор Ястреб и бельгийский художник-поэт Владимир (Маруан) Эль Бустами (потомок русских эмигрантов из Украинской ССР). В этом же году была выставка в Калькутте (Индия) Евгения Кузнецова, Сергея Радюка, Олега Тимофеева и Валерия Блохина, а дальше больше. Каждый год в ЦДХ на Крымском Валу открывалась международная выставка «Солнечный квадрат», а с 1996 года ещё и «Транзит». 1997 год впервые совместно с Череповецким музейным объединеним «Солнечный квадрат» провёл летний пленер в музее Игоря Северянина. Мало известная тогда деревня Владимировка (Череповецкого района), где проводил своё детство в усадьбе дяди «Король поэтов» - Игорь Северянин (урождённый Игорь Лотырев) - стала главным проектом художников Солнечного квадрата. Более 300 художников из России, Беларуси, Бельгии, Вьетнама, Греции, Люксембурга, Киргизии, Литвы, Израиля, Индии, Бангладеша, Франции, Люксембурга, Украины, Армении, Голландии, Польши и Германии работали в намоленном еще Северяниным и его знаменитыми родственниками месте. Путишествовали по Вологодчине, России и делали выставки в Череповце, Вологде, Москве, Минске, Люксембурге, Париже, Лионе, Каире, Дели, Дакке, Калькуте, Токио, Хошимине, Ханое, Нью-Юрке, Барселоне, Женеве и других городах мира. Конечно, главный международный проект «Солнечного квадрата» после Владимировки, это Люксембург. Дни российской культуры с 1999 по 2002 год, организованные Сергеем Радюком и Виктором Яркиным при патронаже Посольства России и Министерства Культуры Люксембурга, сродни «Русским сезонам» в Париже в начале прошлого века. Всё в этой жизни развивается по спирали, и чтото подобное где-то когда-то было или будет. В 2001 году заместитель министра культуры России по изобразительному искусству Леонид Бажанов говорил художникам «Солнечного квадрата», делегируя от министерства на фестиваль «Солнечный квадрат» в Люксембург своего заместителя Ивана Порто: «Такие содружества как Ваше не живут к сожалению долго, но если Вы продержитесь как Передвижники или Мирискусники, хотя бы лет 15 или 20, то Ваш вклад в культуру России станет незаменим. Годы шли, и «Солнечный квадрат живёт», растёт, взрослеет – выросли дети, и растут внуки основателей, появляются новые интересные художники. И хотя теперь «квадрат» изменил свой статус, и уже не юридическое лицо, а Международное общественное объединение художников, но так же прочны человеческие связи и нравственные аспекты духовного и творческого развития. Не всё продаётся в этом мире, но каждое достойное произведение находит свою нишу, а художники «Солнечного квадрата» нашли своё место в истории. Широк круг художников Солнечного квадрата – не зря на всех мероприятиях, пленерах и выставках действует правило: давать возможность участвовать одной трети от состава участников новым художникам. Живёт только то в этом мире, что умеет обновляться и восстанавливаться, но нельзя и от корней отрываться. Кто будет передавать традиции и опыт, если всё и всех заменить. Сколько бы ни было и какие бы ни были Президенты у «Солнечного квадрата» (а в разные годы президентами МООХ были: Сергей Радюк, Константин Персидский, Евгений Кузнецов, Степан Сагайко и снова Сергей Радюк), они верны этому принципу организации. С уважением, президент МООХ «Солнечный Квадрат» Член правления секции Монументального Искусства МСХ Художник Сергей Радюк