Солнечный квадрат — школа живописи
Основатель школы
В своей студии художник Сергей Радюк полностью свободен. Свободен в творчестве как живописец, свободен от штампов педагогики как учитель.
Но не свободен от ответственности, которую, как искренний педагог, несет перед учениками.
Его метод «пошаговой живописи», конечно же, не появился ниоткуда. Он основан на глубоком знании и умении в живописи, на начитанности и насмотренности, на постоянных размышлениях о сущности изобразительного искусства, на желании наделить других ярким видением мира. Именно по последней причине он отказывается от традиционной методической выстроенности учебного процесса.
Как поступает академическая живописная школа? Начинает «от печки». Рисунок и штудии, сотни набросков и этюдов. Каждый день, долгие годы. Плюс история искусств, черчение и перспектива, цветоведение (которое часто отклоняется к изучению раздела физики – оптики и физиологии зрительного восприятия)... Но какую надо иметь целеустремленность, чтобы не растерять за это время непосредственность, фантазию и страстное желание творить!
Радюк начинает обучение не с рисунка, а со скульптуры. Не с черчения и истории искусств, а с пятна и цвета как самостоятельных средств художественного языка. Он идет от общего к частному, чего так добивается традиционная школа после того, как в начале обучения сама же и разделила на несвязываемые части общий процесс созидания. Изучение формы происходит через ощущения в процессе лепки и запоминание на физическом уровне. Это навсегда. Изучение Его Величества Цвета – короля живописи начинается с опытов и экспериментов над ним.
Сергей заражает учеников восторгом от увиденного в природе и духом экспериментаторства. Он старается удержать уровень наивной непосредственности, так благоприятно сказывающейся в любом творчестве. Все мы знаем, как трудно сохранить в себе ребенка!
Убедительным примером в защиту метода Радюка является творчество детей. Дети доверяют себе. Дети доверяют природе в себе. Разумеется, они сами этого не осознают. Но они не отягощены штампами, страхом перед холстом, им не с чем сравнивать свои работы, у них нет опыта. И результат получается на грани гениальности! Не случайно профессиональные художники часто заимствовали в детском и наивном творчестве непосредственность, оригинальность, искренность, эмоциональность, цвет, сюжеты.
Сергей Радюк в своем методе преподавания опирается на достоверность восприятия, вначале игнорируя многие правила академизма. Это раскрепощает людей, дает быстрые и приемлемые результаты, предупреждает «страх чистого листа». Неумелые пока ученики возвращаются в детство, которое управляется правым, «художественным» полушарием головного мозга. И работы получаются такими, что за них не стыдно, и желание творить больше и дольше разгорается непомерно! Взрослые люди, прошедшие общую систему образования, всегда скованы логическим мышлением, представлениями о «правильности» и «неправильности». Неуверенность парализует. На занятиях Сергея происходит раскрытие видения, развивается фантазия и воображение. Благодаря использованию необычных техник («алхимическая живопись») человек раскрепощается и раскрывается полностью.
А потом, позже, исподволь и осторожно присоединяются рисунок (правда, краской, а не карандашом и углем, в этом уже нет надобности), композиция с ее закономерностями, цветоведение, пленэры, практика набросков и этюдов. Но теперь это уже «не страшно». Это естественно вливается в процесс обучения и становится для учащихся осознаваемым дополнением и даже необходимостью, пробуждая желание творить и радость созидания от любых занятий.
А далее – выставки, творческие поездки, пленэры, успешность!
Но не свободен от ответственности, которую, как искренний педагог, несет перед учениками.
Его метод «пошаговой живописи», конечно же, не появился ниоткуда. Он основан на глубоком знании и умении в живописи, на начитанности и насмотренности, на постоянных размышлениях о сущности изобразительного искусства, на желании наделить других ярким видением мира. Именно по последней причине он отказывается от традиционной методической выстроенности учебного процесса.
Как поступает академическая живописная школа? Начинает «от печки». Рисунок и штудии, сотни набросков и этюдов. Каждый день, долгие годы. Плюс история искусств, черчение и перспектива, цветоведение (которое часто отклоняется к изучению раздела физики – оптики и физиологии зрительного восприятия)... Но какую надо иметь целеустремленность, чтобы не растерять за это время непосредственность, фантазию и страстное желание творить!
Радюк начинает обучение не с рисунка, а со скульптуры. Не с черчения и истории искусств, а с пятна и цвета как самостоятельных средств художественного языка. Он идет от общего к частному, чего так добивается традиционная школа после того, как в начале обучения сама же и разделила на несвязываемые части общий процесс созидания. Изучение формы происходит через ощущения в процессе лепки и запоминание на физическом уровне. Это навсегда. Изучение Его Величества Цвета – короля живописи начинается с опытов и экспериментов над ним.
Сергей заражает учеников восторгом от увиденного в природе и духом экспериментаторства. Он старается удержать уровень наивной непосредственности, так благоприятно сказывающейся в любом творчестве. Все мы знаем, как трудно сохранить в себе ребенка!
Убедительным примером в защиту метода Радюка является творчество детей. Дети доверяют себе. Дети доверяют природе в себе. Разумеется, они сами этого не осознают. Но они не отягощены штампами, страхом перед холстом, им не с чем сравнивать свои работы, у них нет опыта. И результат получается на грани гениальности! Не случайно профессиональные художники часто заимствовали в детском и наивном творчестве непосредственность, оригинальность, искренность, эмоциональность, цвет, сюжеты.
Сергей Радюк в своем методе преподавания опирается на достоверность восприятия, вначале игнорируя многие правила академизма. Это раскрепощает людей, дает быстрые и приемлемые результаты, предупреждает «страх чистого листа». Неумелые пока ученики возвращаются в детство, которое управляется правым, «художественным» полушарием головного мозга. И работы получаются такими, что за них не стыдно, и желание творить больше и дольше разгорается непомерно! Взрослые люди, прошедшие общую систему образования, всегда скованы логическим мышлением, представлениями о «правильности» и «неправильности». Неуверенность парализует. На занятиях Сергея происходит раскрытие видения, развивается фантазия и воображение. Благодаря использованию необычных техник («алхимическая живопись») человек раскрепощается и раскрывается полностью.
А потом, позже, исподволь и осторожно присоединяются рисунок (правда, краской, а не карандашом и углем, в этом уже нет надобности), композиция с ее закономерностями, цветоведение, пленэры, практика набросков и этюдов. Но теперь это уже «не страшно». Это естественно вливается в процесс обучения и становится для учащихся осознаваемым дополнением и даже необходимостью, пробуждая желание творить и радость созидания от любых занятий.
А далее – выставки, творческие поездки, пленэры, успешность!
Биография
Сергей Радюк родился 6 ноября 1965 года в городе энергетиков Белоозёрске, Березовского района, Брестской области, Республика Беларусь.
До развала СССР в 1989 году женился и переехал жить в Вологду.
Первую персональную выставку открыл в 1990 году в зале Вологодского отделения СХР. Первую выставку персональную в Череповце провёл в 1996 году, в зале на Юбилейной. Председатель Вологодского отделения Союза художников России с 1984 по 1985 годы и член правления СХР. Инициатор и один из создателей Международной общественной организации художников «Солнечный квадрат». Один из первых организаторов и вдохновителей пленэрных практик Российских художников в стране и за рубежом. С 1992 года, после развала Союза художников СССР, РСХ практически не проводил пленэров в своих домах творчества, и Сергей Радюк с сотоварищами по квадрату (тогда ещё просто товарищество художников «Солнечный квадрат») стали первыми организаторами пленэров в России, а именно в Доме творчества Переславля-Залесского. С 1995 года пленэры переехали в Вологодскую область, д. Дитятьево. Мало кто знает, но в 1995 г с помощью Начальника управления культуры Владимира Кудрявцева в г.Иваново состоялась историческая встреча председателей Союзов художников 5-ти областей: Ивановской, Вологодской, Костромской, Владимирской и Ярославской с целью организации региональных выставок при поддержке управлений культуры вышеперечисленных областей. Инициатором был молодой председатель ВОСХ Сергей Радюк, в связи с тем, что Российский Союз художников не проводил с 1992 ни зональных, ни республиканских выставок. В этом же году была проведена и вторая, она же и последняя встреча председателей СХ пяти областей, на которой Сергей Радюк предложил первую региональную выставку организовать в Вологде, и сказал, что намерен создать такие условия для творчества художников, чтобы лучшие молодые художники России хотели приехать в Вологду жить. Эта фраза стала роковой в судьбе молодого председателя. Группа Вологодских художников во главе с Г. Калининым и В. Корбаковым не оценила порыв молодого председателя и заручившись поддержкой Секретариата СХР и лично В. Сидорова (в Свою очередь насторожившегося фразой Заведующего отделом выставок ЦДХ, сказанную на вернисаже персональной выставки: «Мы открываем сегодня не просто выставку талантливого Российского художника и общественного деятеля, но и, поверьте мне, возможно будущего председателя Союза художников России) и спланировала акцию выражения не доверия председателю на собранным им внеплановом общем собрании с целью утверждения документов по учреждению дочернего предприятия ВОСХ, которое должно было бы стать источником финансирования Вологодского СХ и его выставочной деятельности. Написав заявление о досрочной отставке прямо на собрании, Сергей Радюк сконцентрировал свои силы на создании юридического лица «Солнечный квадрат» и уже в 1996 году организовал, являясь первым президентом Квадрата пленэр в Тотьме, Минске и Горячем Ключе, Краснодарского края. А потом и 2 больших выставки в ЦДХ, «Солнечный квадрат» и «Транзит». Кроме того, прошли выставки в Вологде на день города, и в Минске. А с 1997 года Сергей Радюк совместно с Череповецким музейным объединением основали новый дом творчества во Владимировке, на базе литературного музея Игоря Северянина. Эти пленэры проходят и по сей день и через 2 года отметят своё 20-ти летите. Художники 17 стран мира были участниками пленэров во Владимировке, а Сергей Радюк также в 1997 году повёз художников за границу. Бельгия, Индия, Вьетнам, Белоруссия, Франция, Испания и конечно же Люксембург. Именно здесь Сергей Радюк провел 2 полноценных сезона выставок Русских художников и 3 пленэра «Солнечный квадрат».
Сейчас Сергей Радюк живёт и работает в Москве, создал в 2009 году школу живописи «Солнечный квадрат», и преподаёт в ней. С 2013 года возглавил снова «Солнечный квадрат», а его ученики продолжают обучение в Архитектурных вузах, а также в Строгановском университете и в училище 1905 года.
До развала СССР в 1989 году женился и переехал жить в Вологду.
Первую персональную выставку открыл в 1990 году в зале Вологодского отделения СХР. Первую выставку персональную в Череповце провёл в 1996 году, в зале на Юбилейной. Председатель Вологодского отделения Союза художников России с 1984 по 1985 годы и член правления СХР. Инициатор и один из создателей Международной общественной организации художников «Солнечный квадрат». Один из первых организаторов и вдохновителей пленэрных практик Российских художников в стране и за рубежом. С 1992 года, после развала Союза художников СССР, РСХ практически не проводил пленэров в своих домах творчества, и Сергей Радюк с сотоварищами по квадрату (тогда ещё просто товарищество художников «Солнечный квадрат») стали первыми организаторами пленэров в России, а именно в Доме творчества Переславля-Залесского. С 1995 года пленэры переехали в Вологодскую область, д. Дитятьево. Мало кто знает, но в 1995 г с помощью Начальника управления культуры Владимира Кудрявцева в г.Иваново состоялась историческая встреча председателей Союзов художников 5-ти областей: Ивановской, Вологодской, Костромской, Владимирской и Ярославской с целью организации региональных выставок при поддержке управлений культуры вышеперечисленных областей. Инициатором был молодой председатель ВОСХ Сергей Радюк, в связи с тем, что Российский Союз художников не проводил с 1992 ни зональных, ни республиканских выставок. В этом же году была проведена и вторая, она же и последняя встреча председателей СХ пяти областей, на которой Сергей Радюк предложил первую региональную выставку организовать в Вологде, и сказал, что намерен создать такие условия для творчества художников, чтобы лучшие молодые художники России хотели приехать в Вологду жить. Эта фраза стала роковой в судьбе молодого председателя. Группа Вологодских художников во главе с Г. Калининым и В. Корбаковым не оценила порыв молодого председателя и заручившись поддержкой Секретариата СХР и лично В. Сидорова (в Свою очередь насторожившегося фразой Заведующего отделом выставок ЦДХ, сказанную на вернисаже персональной выставки: «Мы открываем сегодня не просто выставку талантливого Российского художника и общественного деятеля, но и, поверьте мне, возможно будущего председателя Союза художников России) и спланировала акцию выражения не доверия председателю на собранным им внеплановом общем собрании с целью утверждения документов по учреждению дочернего предприятия ВОСХ, которое должно было бы стать источником финансирования Вологодского СХ и его выставочной деятельности. Написав заявление о досрочной отставке прямо на собрании, Сергей Радюк сконцентрировал свои силы на создании юридического лица «Солнечный квадрат» и уже в 1996 году организовал, являясь первым президентом Квадрата пленэр в Тотьме, Минске и Горячем Ключе, Краснодарского края. А потом и 2 больших выставки в ЦДХ, «Солнечный квадрат» и «Транзит». Кроме того, прошли выставки в Вологде на день города, и в Минске. А с 1997 года Сергей Радюк совместно с Череповецким музейным объединением основали новый дом творчества во Владимировке, на базе литературного музея Игоря Северянина. Эти пленэры проходят и по сей день и через 2 года отметят своё 20-ти летите. Художники 17 стран мира были участниками пленэров во Владимировке, а Сергей Радюк также в 1997 году повёз художников за границу. Бельгия, Индия, Вьетнам, Белоруссия, Франция, Испания и конечно же Люксембург. Именно здесь Сергей Радюк провел 2 полноценных сезона выставок Русских художников и 3 пленэра «Солнечный квадрат».
Сейчас Сергей Радюк живёт и работает в Москве, создал в 2009 году школу живописи «Солнечный квадрат», и преподаёт в ней. С 2013 года возглавил снова «Солнечный квадрат», а его ученики продолжают обучение в Архитектурных вузах, а также в Строгановском университете и в училище 1905 года.
Направления обучения в мастерской "Солнечный квадрат"
В нашей школе вы освоите живопись — пейзаж, натюрморт, портрет и композицию.
Курсы подходят для начинающих и опытных художников, развивая технику и творческое мышление.
Кроме того, Вы можете освоить графический рисунок, мозаичное искусство, ДПИ и лепку.
Курсы подходят для начинающих и опытных художников, развивая технику и творческое мышление.
Кроме того, Вы можете освоить графический рисунок, мозаичное искусство, ДПИ и лепку.
Гибкие формы обучения — очно и онлайн
Мастерская-школа «Солнечный квадрат» предлагает занятия в пяти филиалах Москвы, где опытные преподаватели проводят уроки живописи, графики, мозаики и лепки в удобное для вас время. Для тех, кто не может посещать занятия лично, доступна онлайн-школа с интерактивными уроками и обратной связью от педагогов. Такой формат позволяет учиться из любой точки мира, сохраняя высокий уровень качества и индивидуальный подход. Выбирайте удобный способ обучения и развивайте свои художественные навыки без ограничений.
Творческие мастер-классы и занятия
29 ноября 2025
Акварель для начинающих
Освойте базовые техники акварели в дружеской атмосфере мастерской.
5 декабря 2025
Мозаика: первые шаги
Создайте собственное мозаичное панно под руководством опытного мастера.
12 декабря 2025
Лепка: формы и текстуры
Развивайте тактильные навыки и творческое мышление через лепку из глины.
19 декабря 2025
Рисунок портрета с натуры
Углубите навыки портретного рисунка в индивидуальной и групповой работе.
Отзывы наших учеников и истории успеха
Реальные впечатления и достижения тех, кто выбрал «Солнечный квадрат»
Занятия в «Солнечном квадрате» помогли мне раскрыть новые техники живописи и уверенно создавать сложные композиции. Преподаватели всегда поддерживают и мотивируют, что вдохновляет на постоянный рост и развитие.
Игорь
Благодаря урокам графики в школе я научилась видеть мир по-новому и передавать эмоции через рисунок. Онлайн-занятия удобны, а преподаватели всегда готовы помочь с любыми вопросами.
Анна
После курса по мозаике я смог реализовать несколько собственных проектов, которые теперь украшают интерьер моего дома. Мастерская даёт не только знания, но и уверенность в своих силах.
Дмитрий
Лепка в «Солнечном квадрате» стала для меня источником вдохновения и расслабления. Преподаватели учитывают уровень каждого, занятия проходят интересно и результативно.
Елена
Запишитесь сейчас
Начните развивать свои художественные навыки в мастерской «Солнечный квадрат». Выберите удобный формат — очные занятия в Москве или онлайн, и откройте новые творческие горизонты.